Нужно ли проводить диагностику по ПДД у детей 3-5 лет
Редакция образовательного портала «Школа юного пешехода» встретилась с Надеждой БАРИНОВОЙ, председателем Общероссийской детско-молодежной общественной организации «ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ».
- Надежда, Вы более 15 лет занимаетесь темой детской дорожной безопасности. Как вы считаете, нужно ли проводить диагностику по ПДД у детей 3-5 лет? Сейчас дети очень перегружены, и многие родители против различных экспериментов с детьми.
- Давайте, начнем с того, что диагностика – это не эксперимент, а распознавание какой-то проблемы. Поэтому понять, насколько успешно развивается ребенок к определенному возрасту, можно именно с помощью диагностики, в чем, в первую очередь, заинтересованы сами родители.
- Хорошо, знает ли он буквы, умеет ли считать, это понятно. А диагностика по ПДД – это как?
- К 3-5 годам у ребёнка обязательно уже должны быть сформированы первичные представления о дорожной безопасности. Например, к 4 годам детки обязательно должны иметь понимание, что такое светофор, как он выглядит. Здесь мы можем выявить и о том, как развита у ребенка речь, и какое он имеет представление о геометрических фигурах. Потому что ребенок должен выбрать из представленного материала именно круги, показывающие сигналы светофора.
- Как интересно! Значит, это не только Правила дорожного движения, но еще и другие предметы.
- Конечно. Очень важно синтезировать различные области знаний, именно тогда мы получаем нужный результат.
- А что еще должен знать или уметь ребёнок к 3-4 годам?
- К этому возрасту дети должны различать понятия «проезжая часть» и «тротуар». Должны уметь ориентироваться в пространстве, и тут хорошо закрепляются понятия «далеко», «близко», «высоко», «низко», «вперед», «назад», «слева», «справа». И главное, что нужно знать – это ИГРАТЬ НА ДОРОГЕ ОПАСНО!
- А к 5-6 годам знания те же, только в школе что-то новое детки узнают?
- К 5-6, конечно, расширяется словарный запас. Появляются новые понятия. Например, «перекресток» или «общественный транспорт» и другие. Ребята могут на плакатах уже оценить ситуацию, правильно или неправильно то, что изображено на нем. Потихоньку при подготовке к школе можно вводить понятие «Безопасная дорога в садик». Ребенок уже ориентируется, как он с мамой идет, мимо каких домов или магазинов проходит. В этом как раз очень помогут наглядные пособия «Школы юного пешехода». Ребенок уже может сам нарисовать светофор, раскрасить его сигналы. У него расширяются знания о транспортных средствах, видах транспорта. И, конечно, уже формируются первые представления о дорожных знаках.
- Надежда, в завершении нашей беседы, сделайте, пожалуйста, вывод: а как тут работает диагностика?
- Диагностика помогает педагогу и родителям проследить динамику усвоения правил дорожного движения ребенком на протяжении всего года. Проводя ее в сентябре и в мае, педагог может планировать дальнейшую работу в области дорожной безопасности. Результаты диагностики дают возможность наилучшим образом построить дальнейшее взаимодействие педагога – ребенка – родителя в области дорожной безопасности детей.